Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Первобытная культура

Оглавление
Первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

По мере накопления опыта происходит переход от прао- рудийной деятельности к подлинно орудийной. Это деятлель- ность  по изготовлению орудий  (орудийно-созидательная) и деятельность по присвоению предметов природы с помощью изготовленных орудий (орудийно-присваивающая). Можно предположить, что первые  орудия  были  из камня, с их по- мощью  первобытные люди могли  обрабатывать дерево.  Ка- менный век делится  на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).  Палеолит обычно  подразделяется на три этапа — ниж- ний (ранний), средний и поздний (верхний).
Первым  «технологическим процессом»  было  разбива- ние.  В этой деятельности от работающего существа  ничего не зависело. Все происходило по воле случая.  От него наши предки  перешли к раскалыванию,  которое делилось на два вида  — откалывание и отбивание. Археологические наход- ки позволяют сделать вывод, что в разных местах возникают схожие орудия труда. Яркий пример — ручное рубило.  Такие типичные находки позволяют сделать вывод  о том, что по- явилось стандартизированное орудие, которое «является ар- хеологическим типом  именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы  не только  каждого  индивиду- ального  момента, но и каждого  конкретного гоминида, за- нятого  конкретным воспроизведением этого орудия:  одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец  — значит  знать его, а это знание сохраняется и передается об- ществом»1.
Кроме орудий, к этому периоду относится целый ряд дру- гих найденных предметов, значение которых, с точки зрения практического использования, объяснить весьма  затрудни- тельно:  красная охра, красящее вещество, кварцевые при- змы, куски  костей  животных с насечками. Есть основания предполагать, что это памятники духовной культурщ того да- лекого времени.
Относительно питекантропов среди исследователей практически  нет расхождений.  Ученые  почти  единодушно признают  их людьми.  Подобные  выводы  можно  сделать, опираясь на данные науки. У архантропов появляются  оча- ги интенсивного  роста в отделе головного мозга, связанном
«с осуществлением специфически человеческих функций,  в частности  речевой»1.  Большинство  ученых считают,  что и материальная,  и духовная культура зародилась вместе с ар- хантропами.  Питекантропы умели изготавливать каменные орудия труда. Все это позволяет  исследователям  говорить, что питекантропы  обладали разумом.
Одним из важнейших завоеваний нашего далекого пред- ка стало покорение огня. Разжигание огня было очень слож- ным и трудоемким занятием. Оно зависело от многих обсто- ятельств. От существа, которое бралось за это, требовались известные навыки и умения, ими обладали далеко не все чле- ны племени.  Много зависело от погодных условий.  Повы- шенная влажность, дождь, снег, ветер могли загасить огонь, люди должны  были  непрерывно поддерживать  его. Чтобы победить врагов, нужно было украсть их огонь или загасить его. Без огня, который обогревал первобытных людей, племя могло вымереть. Около огня несли неусыпную охрану. Тот, кто не уберег костер, позволил ему погаснуть, без всякой жа- лости изгонялся из племени.
На стоянке Чжоукоудян (к югу от Пекина)  были найдены следы обитания синантропа.  Объем мозга древнего человека достигал 1075 см3. По заключению ученых, в мозгу синантро- па были развиты центры, контролирующие речевую деятель- ность и понимание  речи. Синантропы использовали  огонь для приготовления пищи и обогрева. Следовательно, на этом этапе развития люди жили сообществами и уже должны были существовать определенные нормы поведения. Синантропы и другие «прямоходящие», как полагают некоторые исследо- ватели, умели говорить, их общение не сводилось к рычанию или нечленораздельным звукам. У жителей Чжоукоудянских пещер имелись изделия из прочного кварца, они умели отли- чить мягкий песчаник от твердого кварца. Черепа животных служили им чашами для питья и еды.
Потомки  архантропов  — палеоантропы,   или  неандер- тальцы.  Время  их появления  датируется  200—300 тыс. лет назад.  Согласно  общему мнению,  именно  в этот  период формируются  мышление,  воля, язык.  Главное отличие ма- териальной  культуры архантропов  от палеоантропов  в сле- дующем. У архантропов  встречается  множество  различных наборов орудий, однако все они идентичны  по составу из- делий.  Палеоантропы представлены  значительным  коли- чеством различных  групп,  каждая  из которых имела  свои, отличные от других групп каменные  орудия. Если в первом случае  (архантропы)  речь  идет об  одной  культуре,  общей для всех питекантропов, то во втором случае (палеоантро- пы)  можно  говорить  о различных  археологических  культу- рах, или,  как принято  говорить,  о «локальных вариантах»,
«вариантах каменной  индустрии».
Ранние  палеоантропы  (на территории  Франции)  пред- ставлены  ашельской,  тейякской, эвеноской, премустьер- ской  археологическими  культурами.  Поздние  палеоантро- пы (Дордони-Вьенна,  Франция)  — это мустье с ашельской традицией,  типичное  мустье и, наконец,  два варианта ша- рантского  мустье:  мустье типа Ла Кина  и  мустье типа  Ла Феррасси.  На  Кавказе  найдены  культуры типичного  мус- тье, зубчатого мустье и шарантского  мустье. Санго,  фаурс- мит, нижнее лубембе и некоторые другие — археологические культуры, обнаруженные  в Африке.
Палеоантропы нижнего палеолита — это неандертальцы и неандерталоиды  (пресапиенсы), которые трансформировались в Нооiо арiiепа.  Нооiо арiiепа же можно с  полным основанием  назвать людьми современного  типа.  Им была присуща  способность  к рассуждению  и  абстракции.   Они могли накапливать и осмыслять практический опыт, реали- зовывать чувственные восприятия  в духовной сфере1


 
« Пред.
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru